Все мы хорошо помним легендарную экранизацию Ростоцкого с Ольгой Остроумовой в роли Женьки Комельковой. История героических русских девушек, павших в неравном бою с вражескими десантниками, потрясла в свое время даже китайцев, снявших по повести целый сериал. А уж сколько раз к произведению Васильева обращались театральные режиссеры, с чьих спектаклей зрители неизменно уходили с опухшими от слез глазами!
Вот и Московский независимый театр пошел на определенный риск, поставив свой вариант знаменитого произведения, понимая, что сравнивать его, безусловно, с другими версиями будут. На сцене курганской филармонии московские актеры сыграли спектакль «А зори здесь тихие…» в сценическом решении режиссера Богдана Чернявского. Он же был исполнителем единственной мужской роли в постановке – старшины Федота Васкова, под чьим командованием пятеро отважных девчат приняли смертельный бой.
Читавшие повесть и смотревшие фильм ждали не меньшего катарсиса от спектакля, и ожидания, к счастью, оправдались – девочкам и их командиру верилось безусловно, за них болела душа, хотя и известно было наперед – никто из героинь не увидит нового рассвета.
А как все дышало счастьем, надеждами в тот июнь 41-го, с которого начиналось действие на сцене: девчонки кружились, примеряя наряды, прибегали с букетами со свиданий, только что выпорхнувшие из-за парты спешили с чемоданчиком на вокзал – к началу новой взрослой жизни.
И вот уже год 1942-й, в котором юные зенитчицы живут в глухом разъезде почти мирной жизнью (между атаками вражеских мессершмиттов) – смеются, поют, прихорашиваются, мечтают о любви, делятся своими простыми девичьими историями. Им всего лишь 19 и чуть больше.
Сдержанная и романтичная тихоня-отличница Соня Гурвич (Мирослава Войтенко) не расстается с томиком стихов Блока. Совсем не похожа на нее энергичная болтушка и фантазерка Галка Четвертак (Дарина Гомес), бредящая славой великой актрисы, вечно попадающая в комические ситуации и своей веселой непосредственностью вызывающая взрывы хохота в зале.
Застенчивая Лиза Бричкина (Инна Рощина) тайно вздыхает по старшине и завораживающе страстно поет красивые и печальные украинские песни. Авторы спектакля поменяли Лизе имя и национальность, вместо Лизы появилась Олеся, в повести она родом с Брянщины, а в спектакле стала уроженкой Полтавы. Украинская тема естественным образом вплетается в старый сюжет, не думать и не проводить грустных ассоциаций в этой истории не получается.
Острая на язык, бойкая, озорная и яркая красавица Женя Комелькова (Мария Берсенeва) тоже сменила в новой постановке историю жизни. Хотя вместо расстрела ее семьи фашистами новая версия про расстрел семьи «врага народа» кажется все же менее убедительной и блекнущей на фоне литературного оригинала.
Рита Осянина (Анна Мяченко), уже испытавшая и счастье материнства, и горечь потери любимого мужа, – самая мудрая и серьезная среди своих ровесниц.
Есть еще одна героиня – оставшаяся в разъезде, а потому и выжившая, когда остальные пятеро полегли в походе против врага, – Зоя Кирьянова (Елена Супрун). Ей досталась роль рассказчика трагической истории.
Несмотря на драматизм повести, создателям спектакля удалось наполнить действие светом и теплой лирикой, весельем и бурлящей жизнью, так что зрители успели по-настоящему влюбиться в героев спектакля. И саднило ноющей занозой где-то внутри, билась пульсирующей кровью боль в висках, когда во втором акте глухо вскрикивала заколотая фашистом Соня, когда тонула в болоте спешившая за подмогой Леся. Испуганная, растерянная Галка, бывший подкидыш из детского дома, еще даже не успевшая в этой жизни влюбиться, в последний раз читала любимый монолог Гамлета, кидаясь под пули. Героически погибала дерзкая и самоотверженная Женя, тихо умирала на руках обезумевшего от горя старшины раненая Рита…
Долго сдерживаемый поток слез все же прорвался на финале, когда старшина Васков в одиночку мстил за загубленных своих «сестренок», когда вышли они в белых платьицах в его воспоминаниях светлыми, счастливыми, с сияющими улыбками на лице…
Публика аплодировала стоя и актерам, и памяти тех, кто не вернулся с проклятой войны.
Меня лично до слез потрясла случайно подсмотренная сценка в зале: девчушка лет шести, уткнувшись в подол матери, сотрясалась от рыданий, поднимала глаза на сцену и махала ручкой на прощание героиням, как своим родным. И снова утыкалась в безутешных слезах в материнское тело. Как же умеет этот ребенок чувствовать и сопереживать! И стоит ли слезы ребенка хоть один военный конфликт в мире?!
Актрисы признавались: сами они непременно плачут в финале, переживая за своих героинь, играя на пределе эмоций до мурашек по собственной коже.
Самая известная среди них — Мария Берсенева, хорошо знакомая телезрителям по главной роли в сериале «Маргоша», но выделить чью-то игру в ансамбле равных было бы невозможно. И этот мощный общий актерский посыл хорошо прочувствовали дети (к счастью, их в зале было много) – после спектакля юные зрители с восторгом благодарили каждого участника спектакля, брали автографы, общались, фотографировались. Выстаивали у служебного входа более получаса, чтобы увидеть светлые улыбки все же живых девчат из полюбившегося спектакля. И кто-то из этих подростков, чьи души в этот вечер были растревожены, обязательно потянется после увиденного к книге. Спасибо за то всесильному литературному слову, облеченному в талантливую актерскую игру!