Фильмы режиссера Марка Захарова можно пересчитать по пальцам, но каждый из них – шедевр. В их числе и «Формула любви»

http://www.mk.ru/upload/iblock_mk/475/87/d1/5d/DETAIL_PICTURE_578181.jpg
Cюжет этой комедии, наверное, помнят все. Знаменитый авантюрист граф Калиостро в сопровождении своей весьма экстравагантной свиты прибывает в Россию. Удирая от гвардейцев Потемкина, вся эта развеселая компания застревает в российской глубинке, где веселит народ, пытается провести сеанс магии и оживить мраморную диву.

А ведь не все знают, что у этой картины есть вполне серьезный художественный первоисточник. Ровно девяносто лет назад, в 1921 году, одним из немецких издательств было опубликовано произведение с жутковатым названием «Лунная сырость». Это и было первое сочинение Алексея Толстого о Калиостро, которое писатель позже решил переименовать. В нем Толстой вдоволь поиздевался над теософской литературой, которой тогда был увлечен высший свет. Словом, вещица получилась мрачной, и будь на то воля режиссера, имели бы мы в арсенале классический ужастик. Но благодаря таланту Марка Захарова и драматурга Григория Горина вот уже тридцать лет мы продолжаем напевать «уно моменто» и выдавать при случае шутки про кузнеца и сеновал.

К слову, на эту тему в свое время даже родилась эпиграмма:

Эта «формула» в общем-то старая,
Очень много от Марка Захарова,
Много Горина, много Гладкова,
И чуть-чуть Алексея Толстого.
С чужого голоса

Обычно Марк Захаров еще до начала съемок точно знал, кому какая роль предназначается. Поэтому пробы никогда не устраивал. Напротив, он ходил порой «по артистам» и уговаривал их согласиться сыграть выбранного для них героя. Так случилось, к примеру, и с исполнителем главной мужской роли в «Формуле любви» – Нодаром Мгалоблишвили. Нодар был в Москве на гастролях с Тбилисским театром имени Марджанишвили, и как-то к нему в гримерку пожаловал сам Марк Анатольевич.

«Мы в том году привезли в Москву во МХАТ нашего «Отелло» в постановке Темура Чхеидзе, – вспоминает Нодар. – Я там играл Яго. И вот в антракте после первого акта ко мне за кулисы в сопровождении тогдашнего нашего министра культуры Теймураза Бадурашвили заходит Марк Захаров и протягивает сценарий: мол, вот ваша роль, прочитать весь текст надо до завтра».
http://www.mk.ru/upload/article_images/39/d6/53/495_8720.jpg



Никаких возражений, понятно, ни министр культуры Грузии, ни сам Марк Захаров не принимали: им и в голову не приходило, что Нодар может не согласиться на столь заманчивое предложение.

И надо же, какой конфуз! Хотя Нодар Мгалоблишвили и понимал, что судьба дает ему огромный шанс, поначалу он категорически отказался от роли. Мотивация была вполне аде-кватной: «Да я ведь даже русского языка не знаю настолько, чтобы играть полноценно с вашими актерами».

«Ну, этот вопрос мы уже решили, – с невозмутимым выражением лица (которое неподража-емо удается Марку Захарову!) сказал режиссер. – Вас озвучит другой актер, который прекрасно говорит по-русски».

И действительно, в картине Нодар говорит голосом Армена Джигарханяна, а роль Калиостро стала для Мгалоблишвили по-настоящему знаковой.

Отпуск за свой счет

Почти сразу же (что случается крайне редко, когда на роль пробуются молодые актрисы) была найдена главная героиня. Как раз в это время выпускницы театральных училищ в больших количествах показывались в разные театры. В их числе оказалась свежеиспеченная выпускница Щепкинского училища Елена Валюшкина.

На нее и пал выбор Марка Захарова, который, присматривая актрис к себе в труппу «Ленкома», на самом-то деле искал главную героиню в «Формулу любви».
Советский кинематограф – явление уникальное. Сколько лет прошло, а мы продолжаем смотреть фильмы, которые, кажется, уже давно знаем наизусть. И «Формула любви» Марка Захарова – из их числа. Достаточно вспомнить, сколько крылатых фраз и выражений из этой картины ушло в народ и превратилось в поговорки! А еще Марк Анатольевич всегда идеально подбирал актеров для своих картин. Поэтому в «Формуле любви» что ни роль, то маленький шедевр. И на этом фоне молодая выпускница Щепкинского училища Елена Валюшкина нисколько не потерялась.
Что самое удивительное в этой истории: когда Валюшкиной позвонила ассистент режиссера с «ошеломительной новостью», Лена неожиданно… тоже отказалась от роли.

«Какой фильм? Какие съемки? Я вообще-то собралась в отпуск ехать!» И это говорила вчерашняя выпускница, которая, казалось, должна была бросить все свои дела ради такого подарка судьбы! На том конце трубки недоуменно крякнули: «Но это, между прочим, главная роль. И – на минуточку – у самого Марка Захарова!
«Надо сказать, что до этого фильма я уже снялась в двух картинах Юрия Чулюкина: «Не хочу быть взрослым» и «Как стать счастливым». Хороший режиссер, а партнеры, о которых можно только мечтать: Евгений Стеблов, Наталья Варлей, Лев Дуров, Владимир Шевельков, Николай Караченцов. Поэтому приглашение в «Формулу любви» произвело на меня впечатление просто очередного предложения, нарушающего мои отпускные планы», – смеется сегодня Елена.

Конечно, все обдумав, она согласилась на съемки и на долгие годы осталась для зрителей трогательной Марией, которая не побоялась ради выздоровления папеньки ехать в неиз-веданную даль с таинственным и пугающим графом Калиостро.
http://www.mk.ru/upload/article_images/7a/b6/ac/495_8724.jpg
За пределами съемочной площадки все актеры оттягивались на полную катушку. Заводилой, как обычно, был Александр Абдулов.

Пойдем на сеновал!

А вот утверждение другой актрисы на одну из главных ролей заставило всю труппу «Ленкома» долго и громко обсуждать сей факт. Ведь героиню по имени Фимка Марк Захаров предложил сыграть, тоже без проб, своей дочери Александре Захаровой. Казалось бы, чего уж тут такого – пристроить любимое чадо на тепленькое местечко? Но так мог думать только тот, кто не знал о сложных взаимоотношениях режиссера Марка Захарова с актрисой Александрой Захаровой. Дело в том, что Марк Анатольевич весьма скептически относился к драматическому таланту своей дочери. Если быть точнее, он вообще не верил в его существование. Поэтому всячески препятствовал в свое время ее стремлению пойти по артистической стезе, а позже категорически отказывался брать ее в труппу «Ленкома». И вот здесь уж нашла коса на камень. Хотя Александру с радостью брали в штат целых пять столичных театров, она хотела играть только в одном – в «Ленкоме». Марк Захаров тогда даже собрал художественный совет, чтобы именно он определил, нужна ли театру актриса Александра Захарова. И когда профессионалы высказали единодушное решение: брать – и никаких гвоздей, – нехотя согласился с мнением большинства. Что, впрочем, ни о чем не говорило. Еще долгие годы Александра выступала на сцене «Ленкома» исключительно в массовке.

Поэтому тот факт, что Захаров без проб предложил своей дочери роль Фимки, многих удивил. Зато результат устроил, кажется, всех. Даже сурового отца!
http://www.mk.ru/upload/article_images/c8/62/b0/495_8725.jpg

Антипод злодея

Традиционно Марк Захаров задействовал в своих кинопостановках актеров собственного театра. Однако когда встал вопрос, кто же должен сыграть антипода Калиостро, он надолго задумался. По идее, это должен был быть мужчина – столь же харизматичный, как и сам Нодар Мгалоблишвили. Но сколько ни мучился Марк Анатольевич, подходящая кандидатура не находилась. Неужели стоит обратить внимание на «чужих» актеров?

«И тогда мы с Григорием Гориным неожиданно решили, что это будет… Татьяна Пельтцер, которая сыграла в фильме роль тетушки Федосьи Ивановны. И все встало на свои места. Это только она (как выяснилось, правильно определили мы) сумеет совершенно естественно оставаться веселой и живой в гротескных ситуациях, в экстремальном режиме и противостоять магическим проискам заезжего итальянца. Моей любимой актрисе не надо было ничего объяснять и показывать – она давно знала эту самую «формулу любви». Только вычертила она ее не на бумаге, а в собственном щедром и многострадальном сердце. Она научилась самому хлопотному и непростому делу на земле – любить людей».
http://www.mk.ru/upload/article_images/89/b9/e0/495_8727.jpg
Женский вопрос

Съемки картины, которые проходили в под-московном городке Барыбино, все актеры, участвовавшие в «Формуле любви», вспоминают как одно большое чудо. Настолько волшебной была обстановка на съемочной площадке! Все-таки хитрец Марк Захаров: он-то всегда знал, как подобрать такой коллектив, в котором не будет склок, а будут лишь помощь и взаимоуважение.

Самым главным на площадке (ну помимо режиссера, конечно же) был Александр Абдулов. Он постоянно веселил народ, устраивал скетчи: мог, например, ночью перебудить весь народ, чтобы отправиться… на рыбалку.

Какое-то время почти вся съемочная группа жила в местном общежитии. Но постепенно многие перебрались на ночлег к местным жителям. Сначала актриса Елена Аминова (в картине она играла ассистентку графа Калиостро) попросилась на постой к старенькой семейной чете в местной деревушке. А спустя время туда же переселились и Семен Фарада с Александром Абдуловым на пару.
К  своей невольной соседке актеры относились очень трепетно. Однажды, вспоминает Елена, она проснулась от дурманящего аромата цветов. Открыла глаза и увидела, что вся кровать усыпана цветами: это Фарада с Абдуловым оборвали местную клумбу, чтобы побаловать красавицу актрису. Вот только о реакции местных жителей, которые не обнаружили части своих прекрасных насаждений, история умалчивает.

А однажды Елена стала причиной семейной ссоры Фарады и его супруги – актрисы Марины Полицеймако. Как-то актер предложил Аминовой покататься по окрестностям – ничего личного, просто ради развлечения. В салоне машины у Фарады на лобовом стекле висела странная куколка, которую Елена от нечего делать решила усовершенствовать. Сорвала цветущий репей, нашла где-то красивое перо – и кукла сразу преобразилась.

Проходит время, Фарада едет в Москву, и как только в машину садится его супруга, тут же начинается перепалка. «Ты здесь возил женщину!» – негодует Марина.

Фарада всячески отпирался: хоть все и невинно было, зачем же мужчине сразу сознаваться? Но супруга была так непреклонна, что Семен Львович подумал даже, что у нее открылся дар ясновидения. Пришлось ему в конце концов согласиться: «Да, был грешок, катал на машине красивую барышню». Говорят, позже сама Марина Полицеймако объяснила мужу: «Эх, глупый ты, глупый, какая же я ясновидящая? Ведь только женщина могла так украсить эту куклу!»

Женщины вообще сыграли определенную роль в этой картине, даже находясь за сотни километров от съемочной площадки. Так, благодаря одной прекрасной леди вообще чуть не пришлось останавливать на время всю работу. А все из-за Нодара Мгалоблишвили.

Дело было так. Обычно на выходные все члены съемочной группы спокойно отправлялись из захолустного Подмосковья к себе в московские квартиры. И только Нодару некуда было податься. Чаще всего он отдыхал в гостинице «Мосфильма», где для него был забронирован номер. И вот однажды Нодар (в полном, надо сказать, одиночестве) решил устроить в своих апартаментах сольное вокальное выступление – пел одну песню за другой, старательно выводя рулады. Его вокальный талант был по достоинству оценен прогуливающейся по улице дамой (абсолютно незнакомой, само собой). Осознав тот факт, что эта восторженная дама при таком раскладе может стать весьма близкой знакомой, Нодар сел на подоконник, чтобы продолжить импровизированный концерт. Этаж был второй, Нодар находился в порыве чувств… Короче, «упал, очнулся – гипс».

Судьба той таинственной дамы так и осталась неизвестной, однако когда после выходных вся группа вновь собралась для работы, вид Нодара с загипсованной ногой вызвал у всех полнейший ступор. Как работать дальше?!

Надо отдать должное профессионализму оператора, который умудрялся снимать главного героя… без ног. Ну а уж когда ноги графа Калиостро обязательно нужны были в том или ином эпизоде, в кадр входил… композитор Геннадий Гладков. Именно его нижние конечности частенько видны на экране.

Между прочим, сам Гладков сыграл в фильме вполне полноценную роль – слуги, произносящего фразу: «С кого ж такую лепили?» Однако коварный Захаров отчего-то отказался указывать имя композитора в титрах.

http://www.mk.ru/upload/article_images/85/f6/6a/495_8729.jpg
Татьяна Пельтцер и Леонид Броневой никогда не принимали участия в общих посиделках. Вместе со звукооператором Рабиновичем они ночи напролет играли в карты.

Святая троица

Лишь три участника съемочной группы абсолютно игнорировали все мероприятия, которые раз за разом организовывал неутомимый Александр Абдулов. Актеры Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой и звукооператор Юрий Рабинович делали вид, что вся эта компания под названием «съемочная группа «Формулы любви» лично к ним не имеет отношения. Сразу после окончания работы они уединялись в одной из комнатушек общежития. И там всю ночь напролет играли в преферанс. Никто посторонний в святая святых не допускался, поэтому то, что компания играла именно в преферанс, было из области предположений. К утру комната напоминала прокуренный салун: дышать в этой клетушке после ночных посиделок было просто невозможно, дымили-то все по-черному. Самое поразительное, что, хотя свет в комнате горел всю ночь и соответственно участники процесса явно бодрствовали, под утро все выглядели весьма жизнерадостно – ну полное впечатление, что эта троица мирно почивала в предвкушении будущих творческих свершений!

http://www.mk.ru/upload/article_images/80/a9/ef/495_8731.jpg

Ляп за ляпом

Присутствуют в фильме и ляпы, которые только добавляют картине пикантности. Самый главный, на который не обратил внимания только самый рассеянный зритель: весь фильм главные герои скачут на фоне стогов, остающихся после уборки зерновых комбайнами, которых в ту пору, разумеется, не существовало и в помине…

Другие неточности оказались более интеллектуальными. Но и их со временем раскрыли бдительные киноманы.

Так, во время сеанса ясновидения, устроенного Калиостро в петербургском велико-светском салоне, престарелый русский генерал интересуется датой завершения русско-турецкой войны («Про турок спроси! С турками война когда кончится?»). Так вот, предыдущая (по общему счету пятая) русско-турецкая война закончилась победой России в 1774 году – за шесть лет до приезда Калиостро в Санкт-Петербург. Следующая, шестая, началась семь лет спустя. А как вам такой факт? Стихотворение, цитируемое Федяшевым в первом диалоге с тетушкой («Из стран Рождения река / По царству Жизни протекает…»), сочинено русским поэтом и переводчиком Василием Григорьевым в 1822 году – через сорок два года после описываемых в фильме событий.

Ну и последнее несоответствие, которое смогли подметить многие. В финале фильма Федосья Ивановна сообщает Калиостро о том, что его разыскивает какой-то штабс-капитан.

Обер-офицерский чин штабс-капитана введен в русской армии в 1798 году – через восемнадцать лет после визита Калиостро в Россию.
Крылатые фразы

Голова всё может.
В особенности, если это голова великого магистра.

Стыдитесь. Вот Маргадон - дикий человек. И то выучил. Маргадон!
Учиться всегда сгодится, трудиться должна девица, не плюй в колодец - пригодится.

Какой ты меркантильный, Маргадон… О душе бы подумал!
О душе? О душе... О душе... Мария.

Из стран Рождения река По царству Жизни протекает,
Играет бегом челнока И в Вечность исчезает…
Каково сказано, тётушка?
Про речку? Хорошо... Сходил бы, искупался. Иль окуньков бы половил.

Я вам про что толкую? Про смысл бытия! Для чего живет человек на земле? Скажите!
Как же так сразу? И потом - где живет?…
Ежели у нас, в Смоленской губернии, это одно… А ежели в Тамбовской - другое…

Знаю, о ком ты грезишь! Срам! Перед людьми стыдно…
Это вы о ком?
О ком! О бабе каменной, вот о ком! Вся дворня уже смеётся!

Вона, опять у нашего парня ипохондрия сделалась!
Пора. Ипохондрия всегда на закате делается.
Отчего же на закате, Степан Степанович?
От глупых сомнений, Фимка.
Вот глядит человек на солнышко и думает: взойдёт оно завтра аль не взойдёт?

"Любовь", Фимка, у них слово "амор"! И глазами так...
Амор...

Простыл наш батюшка, простыл касатик! Перекупалси.
Заголосила! Да не простыл наш батюшка, а с глузды двинулся!

Никакое это не произведение, а Содом с Гоморрой!
Разве их две? Вроде одна...
Чего одна?
Одна Гоморра.

Это Жазель. Француженка. Я признал её. По ноге.
Не, это не Жазель! Жазель была брюнетка, а эта вся белая.

На что жалуемся?
На голову жалуется.
Это хорошо. Лёгкие дышат, сердце стучит.
А голова?
А голова предмет тёмный и исследованию не подлежит.

Откушать просим, доктор, чем бог послал.
Откушать можно. Коли доктор сыт, так и больному легче.

Ипохондрия есть жестокое любострастие, которое содержит дух в непрерывном печальном положении. Тут медицина знает разные средства, лучшее из которых и самое безвредное - беседа.
Слово лечит, разговор мысли отгоняет.

Клопов?! Великий человек! Магистр!… И клопов?!
Так они , сударь, не разбирают, кто магистр, а кто не магистр.

Есть люди, которым дорого просвещение!

Жуткий город. Девок нет, в карты никто не играет.
В трактире украл серебряную ложку, никто и не заметил. Посчитали, что ее и не было!

Варварская игра, дикое место, меня тянет на родину.
А где ваша родина?
Не знаю. Я родился на корабле, но куда он плыл и откуда, никто не помнит.
А где вы родились, Жакоб?
Я вообще еще не родился.
Не родились?
Нет.
И как вы дальше думаете?

Эта песня о бедном рыбаке, который поплыл из Неаполя в бурное море.
А его бедная девушка ждала на берегу, ждала-ждала, пока не дождалась.
Она сбросила с себя последнюю одежду и...
тоже бросилась в бурное море.
И сея пучина поглотила ея в один момент.

В общем, все умерли.
Силь ву пле, дорогие гости, силь ву пле...
Же ву при, але призир...

Господи прости, от страха все слова повыскакивали...
Алексис, они что, по-нашему совсем не понимают?

Хороший человек...
Солонку спёр.
И не побрезговал...

Дядь Степан, ихний кучер на меня в лорнет посмотрел, чего это он, а?
Чего-чего... Зрение слабое.
Бедненький.

Степан! Степан, у гостя карета сломалась.
Вижу, барин. Ось полетела.
И спицы менять надо...
За сколько сделаешь?
За день сделаю.
А за два?
Ну... Сделаем и за два.
А за пять дней?
Ежели постараться... можно и за пять.
А за десять?

Ну, барин, ты задачи ставишь... За десять ден одному не справиться. Тут помощник нужен. Гомо сапиенс...
Ален ноби, ностра алис!
Что означает - если один человек построил, другой завсегда разобрать может!

Кто ест мало, живет долго, ибо ножом и вилкой роем мы могилу себе.
Мудро.

Обо мне придумано столько небылиц, что я устаю их опровергать.
Между тем биография моя проста и обычна.
Родился я в Месопотамии, две тысячи сто двадцать пять лет тому назад.
Вас, вероятно, изумляет столь древняя дата моего рождения?
Нет, не изумляет.
У нас писарь в уезде был, в пачпортах год рождения одной только циферкой обозначал.
Чернила, шельмец, вишь, экономил. Потом дело прояснилось, его в острог, а пачпорта переделывать уж не стали. Документ все-таки.
Ефимцев, купец, третьего года рождения записан от Рождества Христова,
Куликов - второго… Кутякин - первого.
Да, много их тут, долгожителей.

От пальца не прикуривают, врать не буду. А искры из глаз летят...

Видите эту вилку?
Ну?
Хотите, я ее съем?
Сделайте такое одолжение.
Да! Это от души… Замечательно. Достойно восхищения.
Ложки у меня пациенты много раз глотали, не скрою, но вот чтоб так, обедом…
На десерт… и острый предмет… замечательно!
За это вам наша искренняя сердечная благодарность.

Ежели, конечно, кроме железных предметов ещё и фарфор можете употребить…
Тогда просто нет слов!

Отредактировано эсмэ (2012-02-14 12:35:23)