Не возможно не любить этот фильм. Он насыщен любовью, искренностью и волшебством. Его можно пересматривать несколько раз и никогда он не надоест. Каждый раз восхищаешься теплотой этого кино.

В 1978-м году Марк Захаров снял экранизацию пьесы Евгения Шварца "Обыкновенное чудо".

На самом деле, в 60-х была еще одна киноверсия этого произведения, но черно-белая лента не запомнилась зрителю. В своем "Обыкновенном чуде" Марк Захаров собрал целое созвездие актеров – Олега Янковского, Александра Абдулова, Евгения Леонова, Андрея Миронова и многих других. Спустя два с лишним десятка лет после съемок Александр Абдулов сказал: "Я не знаю, что это, – сказка, притча, легенда, миф? Это такой отдельный кинематограф, который изобрел Марк Захаров". И в самом деле, критики до сих пор не могут дать однозначного определения жанру ленты.
http://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/4637/6938.jpg
Когда в 1976 году руководитель объединения телевизионных фильмов киностудии "Мосфильм" Сергей Колосов предложил театральному режиссеру Захарову (на тот момент у него была только одна – да и то признанная неудачной – работа в кино – "Двенадцать стульев") снять сказку по пьесе Евгения Шварца, Марк Анатольевич засомневался. Телевизионное кино тогда было не в почете, да и эта пьеса Шварца, как ему тогда казалось, была слишком сентиментальная, без философской изюминки, не "цепляла". Но режиссер решил интерпретировать пьесу по-своему и тогда согласился.
http://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/4637/6939.jpg
Все уже было готово к началу работы, когда съемки пришлось отложить. На роль Волшебника у Марка Захарова был только один претендент – Олег Янковский. Его кандидатура не вызвала возражений со стороны начальников Мосфильма, актер дал согласие, его театральный график позволял участие в этих съемках, но… Янковский оказался в реанимации. На следующее утро под окнами больницы появился Захаров с авоськой, полной дефицитных в те времена апельсинов. В реанимационную палату его не пустили, и они были вынуждены разговаривать через окно. Олег Янковский говорил, что, видимо, заболел надолго и надо искать нового актера. Марк Анатольевич был непреклонен: мне нужны только вы, мы будем ждать. Такая оценка и верность режиссера помогли скорому выздоровлению актера. Потом он признался, что если бы не получился тогда этот фильм, скорее всего, не было бы "Мюнхгаузена

Популярность другой звезды "Обыкновенного чуда" Андрея Миронова в те годы была столь велика, что если бы он только спел за кадром свою знаменитую песенку про бабочку и воробышка, то зрители все равно пошли бы на фильм "с Мироновым". Но никто в группе не чувствовал звездности актера, он работал "на общих основаниях", четко и дисциплинированно, – высшая доблесть настоящего профессионала.
http://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/4637/6954.jpg

Марк Захаров очень хотел, чтобы в роли Хозяина трактира снялся Александр Збруев, но тот отказался – редкий случай, когда актер "Ленкома" не доверился замыслу режиссера. После удачных проб пригласили Юрия Соломина, хотя и он сомневался. Во-первых, он чувствовал себя белой вороной в стае любимцев Захарова. Во-вторых, непривычный лирико-комедийный образ. Опасения были напрасны: в команду Соломин влился без проблем, а неожиданная роль раскрыла еще одну грань дарования актера.
http://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/4637/6959.jpg
Естественно, по картине, снятой в годы застоя, не могла не пройтись цензура. Правда, к счастью, ее вмешательство не было серьезным и оно не сильно повредило авторскому варианту. В невинной песенке про воробышка и бабочку усмотрели серьезную угрозу советской нравственности и потребовали ее убрать. Если бы не упорство режиссера, а также тот факт, что ее исполнил Андрей Миронов, любимец не только народа, но и партаппарата, не слышать бы нам этого хита.
http://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/4637/6957.jpg

Насторожили бдительных цензоров и фраза Министра-администратора "Стареет наш Королек", и тот факт, что Охотник пишет книги. Ассоциации с Генсеком были слишком очевидны, хотя Марк Захаров меньше всего думал о политическом подтексте в репликах своих героев. Но действительно, советский "королек" Леонид Ильич Брежнев стремительно дряхлел, а на книжных полках регулярно появлялись книги с его воспоминаниями о войне и целине.

Было опасение, что нежелательные ассоциации вызовет еще один эпизод. В сцене венчания Принцессы и Министра-администратора Король приветствует своих подданных характерным жестом – точь-в-точь как это делали партийные лидеры на Мавзолее во время парадов и демонстраций. Первым насторожился Евгений Леонов, сняли на всякий случай два варианта – с рукой и без руки. На худсовет представили первый вариант, но он чудесным образом ни у кого не вызвал нареканий, а на премьере в Доме кино ему даже аплодировали. Режиссер позволил себе еще одну "шалость", и она тоже, к счастью, прошла незамеченной. Марк Захаров был в восторге от музыки к фильмам о Джеймсе Бонде, которые в СССР тогда можно было увидеть только на подпольных просмотрах видеокассет. Марк Анатольевич попросил звукорежиссера подложить эту музыку под начальные кадры и понял: легли идеально! Геннадий Гладков по просьбе Захарова так мастерски переделал мелодию, что те, кто могли бы серьезно наказать режиссера за такие вольности, ничего не заметили.
http://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/4637/6978.jpg
Первый раз по телевидению "Обыкновенное чудо" показали 1 января 1978 года, и с тех пор за фильмом закрепилась слава "новогоднего". При этом в фильме нет ни единого намека на то, что чудеса случаются только в новогоднюю ночь. Наоборот, судя по ленте, настоящему обыкновенному чуду есть место в любой день и в любой час, надо только верить и ждать. Чудо – это, например, то, что Евгения Симонова сыграла роль принцессы. У актрисы к тому времени уже было около десятка значительных работ в кино, но Марк Захаров на роль Принцессы ее брать не хотел. Из деликатности не признавался, что она ему не нравится, но и не утверждал. Пробовались другие тогдашние звезды – Евгения Глушенко, Лариса Удовиченко, Вера Глаголева, Марина Яковлева, но и они не устраивали режиссера. Спас ситуацию оператор Николай Немоляев: он так красиво снял Симонову в мужском черном бархатном костюме, что Захаров сдался. Принцесса сыграла в судьбе Симоновой роковую роль: актриса много лет не могла отделаться от своей героини – предлагали только аналогичные образы.
http://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/4637/6946.jpg

Вообще, звезд первой величины в "Обыкновенном чуде" оказалось немало, но никто не демонстрировал свою исключительность, работали на общий результат. Александр Абдулов (в роли Медведя), которого Марку Захарову удалось с немалым трудом отстоять перед начальниками, признавался потом: "Попасть мне, мальчишке, в такую компанию, в которой были Леонов, Янковский, Соломин, Купченко, Миронов, Симонова – дикое количество удивительных актеров, – это дорогого стоило! И то, что я не потонул в этом потоке, – их заслуга. Они меня, наверное, пожалели просто. А могли бы "растащить одеяло" в разные стороны, и я оказался бы на дне. Но эта команда помогала мне, и что-то у меня вышло…".
http://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/4637/6981.jpg

Кинопробы
http://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/4637/17631.jpg

http://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/4637/17632.jpg