Не возможно не любить этот фильм. Он насыщен любовью, искренностью и волшебством. Его можно пересматривать несколько раз и никогда он не надоест. Каждый раз восхищаешься теплотой этого кино.
В 1978-м году Марк Захаров снял экранизацию пьесы Евгения Шварца "Обыкновенное чудо".
На самом деле, в 60-х была еще одна киноверсия этого произведения, но черно-белая лента не запомнилась зрителю. В своем "Обыкновенном чуде" Марк Захаров собрал целое созвездие актеров – Олега Янковского, Александра Абдулова, Евгения Леонова, Андрея Миронова и многих других. Спустя два с лишним десятка лет после съемок Александр Абдулов сказал: "Я не знаю, что это, – сказка, притча, легенда, миф? Это такой отдельный кинематограф, который изобрел Марк Захаров". И в самом деле, критики до сих пор не могут дать однозначного определения жанру ленты.
Когда в 1976 году руководитель объединения телевизионных фильмов киностудии "Мосфильм" Сергей Колосов предложил театральному режиссеру Захарову (на тот момент у него была только одна – да и то признанная неудачной – работа в кино – "Двенадцать стульев") снять сказку по пьесе Евгения Шварца, Марк Анатольевич засомневался. Телевизионное кино тогда было не в почете, да и эта пьеса Шварца, как ему тогда казалось, была слишком сентиментальная, без философской изюминки, не "цепляла". Но режиссер решил интерпретировать пьесу по-своему и тогда согласился.
Все уже было готово к началу работы, когда съемки пришлось отложить. На роль Волшебника у Марка Захарова был только один претендент – Олег Янковский. Его кандидатура не вызвала возражений со стороны начальников Мосфильма, актер дал согласие, его театральный график позволял участие в этих съемках, но… Янковский оказался в реанимации. На следующее утро под окнами больницы появился Захаров с авоськой, полной дефицитных в те времена апельсинов. В реанимационную палату его не пустили, и они были вынуждены разговаривать через окно. Олег Янковский говорил, что, видимо, заболел надолго и надо искать нового актера. Марк Анатольевич был непреклонен: мне нужны только вы, мы будем ждать. Такая оценка и верность режиссера помогли скорому выздоровлению актера. Потом он признался, что если бы не получился тогда этот фильм, скорее всего, не было бы "Мюнхгаузена
Популярность другой звезды "Обыкновенного чуда" Андрея Миронова в те годы была столь велика, что если бы он только спел за кадром свою знаменитую песенку про бабочку и воробышка, то зрители все равно пошли бы на фильм "с Мироновым". Но никто в группе не чувствовал звездности актера, он работал "на общих основаниях", четко и дисциплинированно, – высшая доблесть настоящего профессионала.
Марк Захаров очень хотел, чтобы в роли Хозяина трактира снялся Александр Збруев, но тот отказался – редкий случай, когда актер "Ленкома" не доверился замыслу режиссера. После удачных проб пригласили Юрия Соломина, хотя и он сомневался. Во-первых, он чувствовал себя белой вороной в стае любимцев Захарова. Во-вторых, непривычный лирико-комедийный образ. Опасения были напрасны: в команду Соломин влился без проблем, а неожиданная роль раскрыла еще одну грань дарования актера.
Естественно, по картине, снятой в годы застоя, не могла не пройтись цензура. Правда, к счастью, ее вмешательство не было серьезным и оно не сильно повредило авторскому варианту. В невинной песенке про воробышка и бабочку усмотрели серьезную угрозу советской нравственности и потребовали ее убрать. Если бы не упорство режиссера, а также тот факт, что ее исполнил Андрей Миронов, любимец не только народа, но и партаппарата, не слышать бы нам этого хита.
Насторожили бдительных цензоров и фраза Министра-администратора "Стареет наш Королек", и тот факт, что Охотник пишет книги. Ассоциации с Генсеком были слишком очевидны, хотя Марк Захаров меньше всего думал о политическом подтексте в репликах своих героев. Но действительно, советский "королек" Леонид Ильич Брежнев стремительно дряхлел, а на книжных полках регулярно появлялись книги с его воспоминаниями о войне и целине.
Было опасение, что нежелательные ассоциации вызовет еще один эпизод. В сцене венчания Принцессы и Министра-администратора Король приветствует своих подданных характерным жестом – точь-в-точь как это делали партийные лидеры на Мавзолее во время парадов и демонстраций. Первым насторожился Евгений Леонов, сняли на всякий случай два варианта – с рукой и без руки. На худсовет представили первый вариант, но он чудесным образом ни у кого не вызвал нареканий, а на премьере в Доме кино ему даже аплодировали. Режиссер позволил себе еще одну "шалость", и она тоже, к счастью, прошла незамеченной. Марк Захаров был в восторге от музыки к фильмам о Джеймсе Бонде, которые в СССР тогда можно было увидеть только на подпольных просмотрах видеокассет. Марк Анатольевич попросил звукорежиссера подложить эту музыку под начальные кадры и понял: легли идеально! Геннадий Гладков по просьбе Захарова так мастерски переделал мелодию, что те, кто могли бы серьезно наказать режиссера за такие вольности, ничего не заметили.
Первый раз по телевидению "Обыкновенное чудо" показали 1 января 1978 года, и с тех пор за фильмом закрепилась слава "новогоднего". При этом в фильме нет ни единого намека на то, что чудеса случаются только в новогоднюю ночь. Наоборот, судя по ленте, настоящему обыкновенному чуду есть место в любой день и в любой час, надо только верить и ждать. Чудо – это, например, то, что Евгения Симонова сыграла роль принцессы. У актрисы к тому времени уже было около десятка значительных работ в кино, но Марк Захаров на роль Принцессы ее брать не хотел. Из деликатности не признавался, что она ему не нравится, но и не утверждал. Пробовались другие тогдашние звезды – Евгения Глушенко, Лариса Удовиченко, Вера Глаголева, Марина Яковлева, но и они не устраивали режиссера. Спас ситуацию оператор Николай Немоляев: он так красиво снял Симонову в мужском черном бархатном костюме, что Захаров сдался. Принцесса сыграла в судьбе Симоновой роковую роль: актриса много лет не могла отделаться от своей героини – предлагали только аналогичные образы.
Вообще, звезд первой величины в "Обыкновенном чуде" оказалось немало, но никто не демонстрировал свою исключительность, работали на общий результат. Александр Абдулов (в роли Медведя), которого Марку Захарову удалось с немалым трудом отстоять перед начальниками, признавался потом: "Попасть мне, мальчишке, в такую компанию, в которой были Леонов, Янковский, Соломин, Купченко, Миронов, Симонова – дикое количество удивительных актеров, – это дорогого стоило! И то, что я не потонул в этом потоке, – их заслуга. Они меня, наверное, пожалели просто. А могли бы "растащить одеяло" в разные стороны, и я оказался бы на дне. Но эта команда помогала мне, и что-то у меня вышло…".
Кинопробы